Нижнекамск погряз в коррупции

                                      Нижнекамск погряз в коррупции

 

Активную работу по борьбе с коррупцией проводит совместно с центральным аппаратом Татарстанское региональное отделение  Общероссийской политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ». Работа ведется сразу по нескольким новым эпизодам.

Необходимые обращения  были направлены прокурору Республики Татарстан И.С. Нафикову с целью обратить внимание на бездействие местных надзорных органов, а также Председателю Следственного Комитета РФ Бастрыкину А.И. и Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я. с просьбой взять под личный контроль надлежащее расследование изложенных ниже фактов, выявленных представителями Татарстанского регионального отделения ПАРТИИ «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» в Нижнекамском муниципальном районе.

Стоит отметить, что ранее Общероссийская политическая партия «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» неоднократно обращалась в соответствующие местные надзорные и следственные органы, с целью организации всесторонней проверки, однако столкнулась с абсолютным игнорированием  поставленных задач в территориальных ведомствах.

Итак, о каких эпизодах идет речь?

Эпизод №1

Первый эпизод касается злоупотребления должностными полномочиями депутата Совета муниципального образования «пгт Камские Поляны» Нижнекамского муниципального района РТ Павлова Дмитрия Ивановича. Павлов Д.И., будучи главой Шереметьевского сельского поселения в 2011-2012 гг., подделав фиктивные документы, помог оформить в собственность своим родственникам, а именно, двоюродному брату Павлову Д.А. и родной тёте Настиной Н.А., земельные участки площадью 1 761 м² в деревне Нариман и  площадью 9 461 м² в селе Шереметьевка, чем причинил ущерб муниципальному бюджету в виде утраты земельных участков общей кадастровой стоимостью  614,4 тыс. рублей. Данный факт был подтвержден сотрудницей Исполнительного комитета Шереметьевского сельского поселения  Чивилевой Е.П., которая пояснила, что с 2011 по 2012 год по указанию  Павлова Д.И. подготовила выписки из похозяйственных книг, которые действительности не соответствуют.

Стоит сказать, что за подобные действия был осужден бывший руководитель Исполнительного комитета Чирповского сельского поселения Лаишевского района РТ Мухаметзян Шакиров, которого суд признал виновным в превышении должностных полномочий по ч. 2 ст. 286 УК РФ и служебном подлоге по ч. 2 ст. 292 УК РФ. Также в  настоящее время возбуждено уголовное дело в отношении  главы пгт. Нижние Вязовые Фоата Шамсиева, который подобным образом отписал земельные участки в собственность своим родственникам. Однако «нижнекамская Фемида» почему-то молчит относительно деятельности Павлова Д.А. Отсюда возникает правомерный вопрос:  чем, при единых требованиях закона, руководствуется Нижнекамская городская прокуратура?

К сожалению, данный эпизод бездействия «нижнекамской Фемиды» не единственный. Еще на одно обращение, направленное в адрес Нижнекамской городской прокуратуры  ПАРТИЕЙ «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» от 04.09.2017 года, по вопросу того, что бывший  глава муниципального образования «Шереметьевское сельское поселение», нынешний депутат Павлов Д.И и глава муниципального образования «пгт. Камские Поляны» Павлов А.А., родной дядя Павлова Д.И, ранее состояли на оперативном учете в ОВД как активные участники организованной преступной группировки пгт. Камские Поляны «Павловские», при этом Павлов А.А. являлся еще и лидером «павловских», был получен 06.10.2017г. ответ от Нижнекамского городского прокурора Аглиуллина Р.М., в котором сообщалось, что  оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, поскольку отсутствует вступившее в законную силу решение суда о признании указанных лиц участниками организованной преступной группировки.

Также уполномоченные Нижнекамской городской прокуратуры указывали на то, что представителями Татарстанского регионального отделения ПАРТИИ «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» не были представлены какие-либо документы, подтверждающие полномочия действовать от имени ПАРТИИ «НАРОД ПРОТИВ КОРРУЦИИ».

На эти возражения Нижнекамской прокуратуры мы приводим следующие сведения: Общероссийская политическая партия «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» зарегистрирована Министерством Юстиции Российской Федерации и имеет свидетельство о государственной регистрации от 02.08.2013 г. за № 1137799014980, также Партия имеет свои представительства в 48-ми регионах России, в том числе и в Республике Татарстан, которое возглавляет Федосеев Игорь Васильевич, входящий в Генеральный политический совет Общероссийской политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ». Татарстанское региональное отделение Общероссийской политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» также имеет свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации за № 1131600005415 от 05.12.2013г., данные сведения, в том числе о действующем руководителе, указаны в выписке из ЕГРЮЛ.

В таком контексте подобные формулировки Нижнекамской  городской прокуратуры по отношению к Партии являются необоснованными, некорректными и противоречащими закону. И ссылка все той же прокуратуры на отсутствие какого-либо судебного решения, имеющего отношение к  вопросу участия вышеуказанных лиц в ОПГ, тоже не обоснована, поскольку неимение указанных процессуальных документов вовсе не исключает фактически само участие данных лиц в организации преступной деятельности.

К данным лицам уже возникали претензии и ранее, которые касались вопросов законности осуществляемой ими деятельности. К примеру, Партией было направлено заявление в правоохранительные органы в отношении Павлова А.А. по факту неэффективного использования бюджетных средств, предоставленных ООО «Бахетле-Агро». Согласно договору, заключенному в 2006 году на сумму 204 млн. рублей в населенном пункте Сухарево с января по октябрь 2007 года силами ООО «Камстройпроект» производилось строительство свиноводческого комплекса на 28 тысяч голов. Заказчиком являлось ООО «Бахетле-Агро». На момент заключения договора учредителем и директором ООО «Камстройпроект» был Павлов А.А., ныне глава пгт. Камские Поляны. Согласно бухгалтерским сведениями ООО «Бахетле-Агро» финансирование и строительство свиноводческого комплекса не ведется уже с 2008 года. В 2011 г. за счет средств бюджета Республики Татарстан ООО «Бахетле-Агро» была выделена субсидия на возмещение части затрат по строительству 10 помещений свиноводческого комплекса в Сухарево в размере 90,3 млн рублей. Основанием для получения субсидии послужили документы от 2007 года, представленные в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, свидетельствующие о произведенных затратах ООО «Бахетле-Агро» на сумму 98,3 млн. рублей. Соответственно из бюджета было возмещено более 90% затрат, понесенных ООО «Бахетле-Агро» согласно представленным документам. Таким образом, в описанной ситуации усматриваются нарушения порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям на возмещение части затрат по строительству и реконструкции животноводческих комплексов. Кроме того, комплекс остался недостроенным соответственно возможно денежные средства были похищены. Тем не менее, по данному факту старшим следователем СУ УМВД России по Нижнекамскому району Суханаевым М.А. 05.10.2017г. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании того, что опросить Семенова Л.Л., являвшегося на тот период директором ООО «Бахетле-Агро», не представилось возможным. Данное постановление, также как и предыдущие, является незаконным и необоснованным, поскольку отсутствие опроса Семенова Л.Л. не исключает самого преступного деяния.

И напоследок хочется обратить внимание читателей на то, что в свое время Павлов Д.И. уже был судим ранее. 14.01.1992 г. он осужден народным судом Сокольнического района г. Москвы по ст. 145 ч. 2, ст. 191-1 ч. 2 на 3 года лишения свободы, однако определением Президиума Московского городского суда от 22.07.1992 г. приговор был изменен на условный, с испытательным сроком 3 года.

И этот человек сейчас является депутатом Совета Шереметьевского сельского поселения Нижнекамского муниципального района РТ, членом постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, регламента и правопорядка Нижнекамского муниципального района РТ. А его дядя, который в 90-е годы вместе с племянником состоял в ОПГ «Павловские» пгт. Камские Поляны, является главой Муниципального образования «пгт. Камские Поляны».

Отсюда возникает вопрос: неужели не нашлось в данных поселениях на должности такого уровня более достойных представителей? Неужели бывшие преступники – это самый лучший вариант – и бывшие ли?

Эпизод №2

Второй эпизод касается злоупотребления своим должностным положением руководителя аппарата Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Гарипова Р.З., который совершил умышленное преступление, выраженное в растрате денежных средств в МУП «Чистый город», полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный комитет города Нижнекамска. МУП «Чистый город» осуществляет деятельность по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и объектов внешнего благоустройства.

Данный эпизод относится к лету 2014 года, когда за счет средств и сил сотрудников МУП «Чистый город» были проведены работы по ландшафтному дизайну на территории домовладения руководителя аппарата Совета района Гарипова Р.З. Затраты предприятие официально не фиксировало, однако исходя из объема выполненных работ они составили около 200 тыс. рублей. На участок завозился грунт, приобретался и укладывался рулонный газон, монтировались декоративные композиции.

А 29.07.2014г. при непосредственном участии руководителя аппарата Совета Нижнекамского муниципального района Гарипова Р.З. МУП «Чистый город» заключило с ООО «Крокус», - которое занимается в г. Нижнекамске предоставлением услуг в области флористики и имеет магазин «Ваш Флорист» в ТЦ «XL», - фиктивный договор на предоставление персонала для выкашивания газонов вдоль магистральных и внутриквартальных автодорог г. Нижнекамска. Сумма по договору составила 3,2 млн. рублей, однако дополнительным соглашением, заключенным 30.07.2014г., сумма была снижена до 1 млн. рублей. 03.08.2014г. руководителем МУП «Чистый город» был подписан акт выполненных работ, свидетельствующий о выполнении работ по договору полностью и в срок. Согласно бухгалтерским документам, для исполнения договора ООО «Крокус» предоставило МУП «Чистый город» в качестве персонала шесть девушек в возрасте от 19 до 29 лет, благодаря которым всего лишь за шесть дней было выкошено 2,3 млн. м² газона. Возникает вопрос: а это, вообще, возможно – шесть дней, шесть девушек, 2,3 млн. м² газона? Ответ, думается, очевиден. Трудоустроенные в магазине девушки, которые согласно договору с МУП «Чистый город» оказывали услуги по выкашиванию газона, как выяснилось, даже ничего не слышали о существовании указанного договора и услуги по выкашиванию газонов для МУП «Чистый город» не оказывали. Учредитель ООО «Крокус» Галкин А.Б.  пояснил, что компания каких-либо услуг МУП «Чистый город», и  правда,  не оказывала, договор был заключен номинально, в связи с необходимостью оплаты затрат ООО «Крокус» по изготовлению букетов для администрации района. Галкин А.Б. пояснил, что данная схема оплаты услуг по изготовлению букетов ООО «Крокус» была реализована именно при непосредственном участии руководителя аппарата Совета Нижнекамского муниципального района Гарипова Р.З.

Стоит сказать, что,  когда Галкину А.Б. стало известно о заинтересованности представителями ПАРТИИ «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» обстоятельств заключения данного договора, он решил обратиться за советом к Гарипову Р.З., как быть дальше? Гарипов Р.З. порекомендовал Галкину А.Б. проговорить все обстоятельства заключения договора и якобы его исполнения с директором МУП «Чистый город» Галимзяновой Л.М. При встрече, Галимзянова Л.М. объяснила, что и как отвечать на вопросы в случае проверки, показала на карте участки, где якобы работники ООО «Крокус» производили кошение газонов.

Однако необходимо отметить, что территория улиц, где ООО «Крокус» по договору должны были скашивать газон, в полном объеме была выкошена силами МУП «Чистый город» в рамках заключенного муниципального контракта.

Несмотря на выявленные правонарушения в действиях Гарипова Р.З., по настоящее время он продолжает исполнять обязанности руководителя аппарата Совета Нижнекамского муниципального района, должности его никто не лишал, как и не привлекал к ответственности.

 

Эпизод №3

 

Коррупционные схемы были выявлены в и результате деятельности представителей Исполнительного комитета района в ходе изучения обстоятельств предоставления в аренду земельного участка под размещение магазина «Лента», находящегося по адресу: г. Нижнекамск, ул. Лесная, 14.  29.10.2012г. некий гражданин Портнов Н.И. направил в администрацию района заявление о предоставлении земельного участка в аренду под строительство торгового центра. 21.11.2012г. постановлением руководителя Исполкома района № 2112 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 4,5 га. Спустя 1,5 месяца Портновым Н.И. было заключено соглашение, по которому права и обязанности на земельный участок передавались ООО «Лента». За переуступку права ООО «Лента» выплатила 75 млн. руб., а 15.12.2014г. Исполнительным комитетом по заявлению ООО «Лента» о приобретении в собственность данного земельного участка принято положительное решение о его продаже за 22 778 010 руб.

Таким образом, общие поступления в бюджет района за весь период действия договора аренды составили 68 334 030 руб., а доход Портнова Н.И. от переуступки права аренды за минусом владения участком в течение 2-х месяцев 73 млн. руб. Упущенная выгода – 6 665 970 руб.

В ходе изучения данного вопроса была установлена аффилированность Портнова Н.И. с  Козловым Н.В., который в настоящее время является депутатом городского Совета.

Портнов Н.И. также является собственником двух земельных участков, на которых располагается автомойка и шиномонтаж. С 2004 года по настоящее время эксплуатацией автокомплекса занимается ИП Маратканова Н.В., в девичестве Козлова – родная сестра Козлова Н.В., который в 2010-2013 гг. был заместителем мэра г. Нижнекамск. Согласно ответа, за подписью заместителя Нижнекамского городского прокурора Каримова Р.Р. от 29.07.11г. Козлов Н.В. был снят с занимаемой должности в связи с выявленным фактом о поддельном  дипломе о высшем юридическом образовании, который он использовал при его назначении на пост заместителя мэра города Нижнекамск.

 30 сентября 2011 года следователем по особо важным делам Нижнекамского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по РТ Исмагиловым Р.Х. в отношении Козлова Н.В. было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.3 ст.327 УК РФ за истечением  сроков давности уголовного преследования по факту использования им поддельного диплома КГТУ о высшем образовании при вступлении в вуз. Предполагается, что при трудоустройстве в Нижнекамскую городскую администрацию Козловым Н.В. был использован  тот же поддельный диплом о высшем образовании, однако данные документы из отдела кадров были в спешном порядке убраны, а официальной версией является то, что нигде не указано, что выборная должность заместителя главы Нижнекамской городской администрации предполагает наличие высшего образования, в связи с чем Козлова Н.В. взяли на работу без наличия высшего образования, из чего можно сделать вывод, что, в принципе, занимать должность заместителя мэра лицам, не имеющим высшего образования, по российским законам волне приемлемо…  Разве?

Также было установлено, что Козлов Н.В. декларацию о своих доходах и доходах членов своей семьи не подавал, так как его должность заместителя главы Нижнекамской городской администрации является выборной и в структуру должностных лиц, занимающих государственные должности РФ, не входит.

 По имеющимся сведением, в 90-е годы Козлов Н.В. состоял в организованной преступной группировки «Кусковские», участники которой в настоящее время осуждены к длительным срокам лишения свободы по ст. 209 УК РФ «Бандитизм».

Таким образом, при оформлении права аренды имеются признаки сговора между Портновым Н.И. и Исполнительным комитетом.

Также были выявлены аффилированные с Козловым Н.В. фирмы - ООО «Спецавтотранс НК» и ООО «Спецавтотранс-2», которые в свою очередь предоставляют автомобили администрации в рамках договора аутсорсинга. Учредителем ООО «Спецавтотранс НК», ООО «Спецавтотранс-2» и ООО «Спецтехобслуживание НК» является Андин В.А, бывший в свое время личным водителем Козлова Н.В. ООО «Спецавтотранс НК» финансируется исключительно за счет бюджетных средств, целевое назначение которых - оплата транспортных услуг. Таким образом, с 2007 по 2011 гг.  на расчетные счета данной фирмы поступили денежные средства в сумме 67 909 156 руб. от 16 государственных учреждений г. Нижнекамска, а именно:  «Департамента по бюджету и финансам», «Исполнительного комитета Нижнекамского района», «Управления оразованием», «Контрольно-счетной палаты», «Агентства муниципального заказа», др.  Стартовый капитал в сумме 10 млн. рублей поступил на расчетный счет данной фирмы в 2007 году от нелегитимной фирмы «Альдера». Происхождение данных денежных средств - перечисление с расчетного счета ООО «Бахетле 1». ООО «Спецавтотранс НК» занимает несколько муниципальных помещений. Указанные общества в течение последних лет содержатся, как правило, только за счет муниципальных средств. В сфере оказания транспортных услуг муниципальным учреждениям при размещении муниципального заказа в основном контракты  и договоры до 100 тыс. руб. заключаются с двумя организациями - ООО «Спецавтотранс-НК» и ООО «Спецавтотранс-2». Следует отметить, что некоторые контракты заключены уже после начала оказания услуг, и что многие контракты заключены с данными организациями, как с единственным участником аукциона. Установлено, что в основном за аренду одного и тот же автомобиля спектр услуг оплачивался отдельно – один тариф за езду по городу, другой за междугородние поездки. В итоге услуги автомобилей обходились учреждениям крайне затратно.

К примеру, транспортные услуги, оказанные Исполнительному комитету района:  автомобилем Хундай (Р 107 НЕ), которым пользовался начальник отдела Родионов, в апреле 2011 г. составляли 72,7 тыс. руб., в апреле 2012 года – 65,8 тыс. руб., в апреле 2013 года – 69,0 тыс. руб., в апреле 2014 года – 50,8 тыс. руб; автомобилем Тойота Хайс (Р 188 НЕ), которым пользовался начальник отдела Сотин, в апреле 2011 года, составляли 116,4 тыс. руб., в апреле 2012 года – 133,2 тыс. руб., в апреле 2013 года – 113,9 тыс. руб., в апреле 2014 года – 58,0 тыс. руб.

Транспортные услуги, оказанные Исполнительному комитету города Нижнекамска: автомобилем Тойота Камри (Р 104 НЕ), которым пользовался руководитель Исполнительного комитета Гореев, в марте 2011 года, составляли 102,0 тыс. руб., в апреле 2012 года – 102,7 тыс. руб., в апреле 2013 года – 89,0 тыс. руб., в апреле 2014 года – 57,2 тыс. руб. Некоторые контракты исполнялись раньше срока. Например, заключались на больший период, а исполнялись на месяц или на два раньше срока, оплата же при этом оставалась за весь период.

Также Козлов Н.В. через Андина В.А. является соучредителем ООО «Трест КЖКО» - основного предприятия города Нижнекамска, через которое проходят бюджетные денежные средства, выделяемые на благоустройство города. Всего, в 2010 году на эти цели из городского бюджета было выделено 303 800 800 рублей. Для хищения данных денежных средств использовалось последующее занижение объемов работ в локальных сметных расчетах относительно объемов работ, ранее выставленных в аукционных технических заданиях. Так, в 2010 году ООО «Трест КЖКО» выиграло все лоты на капитальный и текущий ремонт автодорог города, и с данной организацией было заключено 6 муниципальных контрактов на общую сумму 98 929 697 рублей. В последующем, в связи с занижением объемов работ в муниципальных контрактах по отношению к аукционным техническим заданиям, объем невыполненных работ составил 25 421 797 рублей или от 20% до 40% по каждому муниципальному контракту. Аналогичная ситуация по уборке дорог и иным видам мероприятий по благоустройству города. После поступления бюджетных денежных средств на расчетные счета ООО «Трест КЖКО», часть из них выводилась заинтересованными лицами через подконтрольные им фирмы.

Эпизод №4

Юнусов Л.Р., бывший заместитель руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан с 2008 по 2016 гг., действуя в коммерческих интересах своего родственника - депутата Нижнекамского городского Совета, генерального директора ООО «РаМус» Мустафина Р.М., незаконно внес недостоверные сведения в градостроительные планы земельных участков. С учетом данных документов в дальнейшем выдавались разрешения на строительство крупных торговых центров, владельцем которых является Мустафин Р.М. К примеру, в соответствии с договором купли-продажи от 26.06.2012 № 02-12-76 в собственность Мустафину Р.М. был предоставлен земельный участок площадью 6 386 м²  за 2 435 тыс. руб., расположенный в городе Нижнекамске  на ул. Баки Урманче. При этом, основанием для предоставления явилось наличие в собственности Мустафина Р.М. магазина площадью 29,9 м². Так, в связи с обращением Индивидуального предпринимателя Мустафина Р.М., поступившим в Исполком района от 20.03.2012г., Юнусов Л.Р., при отсутствии необходимого перечня документов, выдал разрешение на строительство объекта капитального строительства, а именно, магазина. Далее, в этот же день, 20.03.2012г., поступило второе обращение от Мустафина Р.М. с просьбой выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Оно было удовлетворено также, не смотря на отсутствие необходимого перечня документов, предусмотренного ст. 55 Гр. К РФ. Юнусов Л.Р. 23.03.2012г. подписал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, площадью 29,9 м². На основании данного разрешения 24.05.2012г. здание площадью 29,9 м² оформлено в собственность. Впоследствии на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ руководителем Исполнительного комитета Камалетдиновым Т.Х. было вынесено постановление от 22.06.2012г. о предоставлении Мустафину Р.М. в собственность земельного участка площадью 6 386 м². Данная площадь в 213 раз  превышает площадь капитального строения - магазина. Согласно договору купли-продажи стоимость выкупа составила 2 435 217 руб. В 2013 году здание площадью 29,9 м² снесено и на сегодняшний день на данном земельном участке построен  ТЦ «Олимп».

Согласно постановлению Кабинета Министров РТ от 30.04.2002г. № 235 1,58 га земель сельскохозяйственного назначения совхоза «Нижнекамский» были переведены в категорию земель промышленности и предоставлены в аренду на 49 лет  ОАО «Нижнекамская швейная фабрика» для расширения территории указанной фабрики. Земельный участок площадью 1,58 га передан до 2051 года по договору от 07.06.2002 № 071-488, с годовым размером арендной платы 7 781 руб.! А 100% доли ОАО «Нижнекамская швейная фабрика» принадлежит, конечно, Мустафину Р.М.

11.08.2008г. начальником Управления строительства и архитектуры Хановым Ф.Г. выдан градостроительный план земельного участка площадью 25 988 м², состоящего из трех участков. Следует отметить, что Мустафин Р.М. не исполнил свои обязательства по расширению территории фабрики ОАО «Нижнекамская швейная фабрика». И разрешения на строительство для расширения территории швейной фабрики Мустафину Р.М. не выдалось, так как от него не поступало даже заявлений. Вместо этого 29.12.2008г. Управлением Госэкспертизы было выдано положительное заключение № 16-1-4-5589-08 на объект капитального строительства -  производственно-торговый центр - на территории швейной фабрики. Для легализации факта использования участка по назначению 19.02.2009г. ИП Мустафин Р.М. обратился с заявлением на получение разрешения на строительство объекта с формулировкой «Реконструкция Нижнекамской швейной фабрики под производственно-торговый центр. Второй пусковой комплекс». 24.02.2009г. выдано разрешение на строительство и реконструкцию. Однако, разрешение на реконструкцию выдано неправомерно, так как на земельном участке, где в последующем был построен отдельно стоящий торговый центр «Якорь», какие-либо постройки для реконструкции отсутствовали. Заключение ИГСН РТ о соответствии объекта выдано 25.03.2013г. №48/р. 20.03.2013г. ИП Мустафин Р.М. написал заявление с просьбой выдать ему разрешение на ввод. 25.03.2013г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. А Нижнекамская швейная фабрика продолжает свою деятельность в старом здании. Рядом стоящий торговый центр «Сити Центр» также в период строительства и оформления документов позиционировался как «Реконструкция Нижнекамской швейной фабрики под торговый центр. Первый пусковой комплекс».

У ИП Мустафина Р.М. также имеются на территории города другие торговые центры более ранней постройки, например торговые центры «Барс 1», «Барс 2», «Барс 3», «Барс 4» по ул. Менделеева д. 31а, 33а, 35а, 37 соответственно. На данные земельные участки, как и в предыдущих случаях, территориальная зона не учитывалась. Согласно Генеральному плану и ПЗЗ данная территориальная зона относится к Р-1 - «Зона рекреационно-ландшафтных территорий», на которой строительство торговых центров запрещено. Однако это не помешало выдать за подписью Юнусова Л.Р.  разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, без изменения территориальной зоны:

-разрешение от 20.06.2011 № RU16530117-03-58 «Центр бытового и торгового обслуживания, корпус 2, ул. Менделеева, 33А»;

-разрешение от 20.06.2011 № RU16530117-03-59 «Центр бытового и торгового обслуживания, корпус 2А, ул. Менделеево, 35А»;

-разрешение от 28.11.2012 № RU16530117-03-258 «Центр торгового и бытового обслуживания, корпус 2, ул. Менделеева, 37»;

Изменение территориальной зоны произошло лишь 10.07.2014г.

На территории Нижнекамска построен торгово-административный корпус с 2-х уровневой автостоянкой «Березка» по ул. Шинников, д. 41.

Стоит обратить внимание читателей на то, что депутат Нижнекамского городского Совета, генеральный директор ООО «РаМус» Мустафин Р.М. и экс-начальник Управления строительства и архитектуры, ныне советник главы Ханов Ф.Г. были сватьями, а заместитель руководителя Исполнительного комитета района Юнусов Л.Р. является племянником Мустафина Р.М.

В июне 2013 года Юнусов Л.Р. привлекался к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 293 УК РФ. По результатам анонимного анкетирования, проведенного 26.01. 2015 г., было отмечено, что Юнусов «аффилирован с коммерческими структурами».

13 июля 2013 года руководителем Следственного Управления Следственного Комитета России по РТ Николаевым П.М. в отношении Мустафина Р.М. было возбуждено уголовное дело № 32615 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Мустафин Р.М., действуя умышленно, путём обмана, в период с 20 .02.2012 г. по 26.06.2012 г. совершил мошеннические действия, направленные на приобретение в свою собственность земельного участка площадью 6 386 м², однако в ходе предварительного следствия данное уголовное дело в отношении  Мустафина Р.М. было прекращено, зато была установлена вина юриста ООО «РаМус» Ягфаровой Э.Х. в совершении преступления, предусмотренного  п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ, которая выступила в роли жертвы. В результате расследования уголовного дела № 32615 следствием была установлена вина Ягфаровой Э.Х. Имущественный вред, по уголовному делу был добровольно возмещен. Уголовное дело прекращено в связи с деятельным раскаянием подозреваемой. Торговый центр «Якорь», расположенный по ул. Корабельная, 44, принадлежит Мустафину Р.М., поэтому до сих пор не понятно, в чьих интересах и по чьему указанию действовала Ягфарова Э.Х. и в чем именно заключался её преступный умысел. 

Итак, в вышеописанных ситуациях не вооруженным глазом усматриваются признаки коррупционных правонарушений со стороны уполномоченных Исполнительного комитета района.

Эпизод №5

В результате проведенной представителями Татарстанского регионального отделения ПАРТИИ «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» проверки были выявлены факты незаконного выделения земельных участков на территории Нижнекамского муниципального района РТ посредством лоббирования руководством города и района коммерческих интересов ОАО «ПроФИТ Групп». Согласно сведениям Управления земельных и имущественных отношений района на 01.01.2015г. в реестре г. Нижнекамска содержится только 12 земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, общей площадью 5,8 га. Основной же массив рентабельной земли вокруг города за несколько лет перешел в собственность или в аренду частных компаний, таких как  ОАО «ПроФИТ Групп» и аффилированных к обществу компаний ООО «Бахетле-Агро», ОАО «ЖИК», ООО «ЖИК-НК», др.

Дефицит земель в муниципальной собственности уже оказывает негативное влияние на реализацию республиканской программы строительства социального жилья, приводя к удорожанию себестоимости его строительства.

ОАО «ПроФИТ Групп» и ее аффилированные компании пользуются значительными преференциями, как при пользовании землями, так и при участии в торгах на право приобретения данных земель в собственность или в аренду.

В конечном счете, упущенная выгода и возможные потери для муниципального бюджета от реализации данных преступных схем оцениваются в сумме 70 922,4 тыс. руб. Так, представители Татарстанского регионального отделения ПАРТИИ «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» установили, что в течение длительного периода размер ставки земельного налога по многим земельным участкам ОАО «ПроФИТ Групп» и ее аффилированных компаний был существенно занижен.

 

В период с 2008 по 2014 гг. на земельные участки для размещения объектов жилищного строительства на основании решения Нижнекамского городского Совета от 22.01.2008гю №7 действовала мизерная ставка земельного налога - всего лишь 0,004%. При этом для других категорий земель были установлены более высокие ставки. К примеру, ставка земли сельскохозяйственного назначения, ЛПХ, гаражи, садоводства, огородничества составляла 0,3%, ставка земельного налога под объектами физкультурно-спортивных учреждений - 0,7%; занятые автостоянками – 1%.

В результате столь низкой ставки земельного налога ОАО «ПроФИТ Групп» и ОАО «ЖИК» с 2011 г. оплатили за земельные участки, принадлежащие на праве собственности 2 955 тыс. руб. И только решением Нижнекамского городского Совета от 20.11.2014г. ставка земельного налога на земельные участки для размещения объектов жилищного строительства с 2015 года изменена с 0,004% на 0,1%.

Если подсчитать при таком раскладе убытки, то в  случае, если бы ставка 0,1% действовала еще с 2011г., то поступления в бюджет составили бы 73 877,5 тыс. руб., вместо полученных  2 955,1 тыс. руб.  Упущенная выгода и возможные потери для муниципального бюджета от этого оцениваются в сумме 70 922,4 тыс. руб. При ставке 0,3% доходность могла бы составить 221 632,5 тыс. руб.

Для наглядности мы приведем размеры утвержденных налоговых ставок на земельные участки для размещения объектов жилищного строительства в соседних районах: Тукаевский район – 0,3%, Чистопольский район – 0,3%, Елабужский район – 0,3%, Заинский район – 0,2%, Набережные Челны – 0,14%, Сармановский район – 0,14%. Отсюда следует закономерный вопрос: так почему же в Нижнекамске все эти годы была столь низкая ставка земельного налога для данной категории?

Установление органами местного самоуправления низкой ставки для земель категории «земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для жилищного строительства» позволяет сделать вывод о существенных преференциях для ОАО «ПроФИТ Групп» и ее аффилированных компаний, так как основной массив участков данной категории имеют именно данные компании.

 В деятельности группы компаний, связанных с ОАО «ПроФИТ Групп», выявлены случаи, когда арендованные у исполнительного комитета по такой, так сказать, льготной цене земельные участки, передавались иным компаниям по рыночной стоимости.

Так, постановлением руководителя Исполнительного комитета района Камалетдинова Т.Х. от 14.10.2013г. № 1506 за ОАО «ПроФИТ Групп» закреплены на праве аренды на 44 года земельные участки общей площадью 17,77 га для размещения объектов жилищного строительства.

Ранее действовал договор аренды от 28.06.2012 № 01-12-145, участок площадью 177 699 м².

 

Площадь участка (кв.м.)

Кадастровый номер

Размер арендной платы в год (руб.)

Цена за 1 кв.м.

38 604

16:53:040304:31

3 967,56

 

 

 

 

 

 

0,1 руб.

33 617

16:53:040304:30

3 455,02

26 093

16:53:040304:35

2 681,73

16 038

16:53:040304:33

1 648,32

14 989

16:53:040304:34

1 540,51

12 475

16:53:040304:32

 

2 492,63

11 778

16:53:040304:37

7 494

16:53:040304:36

770,2

5 996

16:53:040304:27

 

1 196,62

5 647

16:53:040304:28

2 418

16:53:040304:25

248,51

2 412

16:53:040304:2

247,9

138

16:53:040304:29

14,18

Один из перечисленных земельных участков, расположенных по адресу: г. Нижнекамск, микрорайон № 15, пересечение улиц Химиков и Менделеева, площадью 3,36 га, полученный в аренду ОАО «ПроФИТ Групп» по договору от 14.10.2013г. № 01-13-348, спустя три месяца был переуступлен ООО «Агава» за 123,7 млн. руб. путем заключения договора о передаче прав и обязанностей. В настоящее время на данном участке оформляется разрешение на строительство магазина «Мегастрой».

Согласно ответу УФАС по Республике Татарстан за исх. № 04-06/14552 от 05.09.2017г. вышеперечисленные участки были предоставлены без проведения конкурсных процедур, однако в данном случае истекли сроки давности привлечения к ответственности, установленные ст. 41.1. Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что вовсе не реабилитирует чиновников, способствовавших незаконной передаче земель аффилированным коммерческим структурам в ущерб общественным и государственным интересам.

В настоящее время Агентство по страхованию вкладов от лица Публичного акционерного общества «Татфондбанк» подало иск о взыскании солидарно с ОАО «ПроФИТ Групп», ООО «ЖИК-НК», Самилова В.И. и Метшина Т.И. задолженности на общую сумму около 75 885 000 руб. по кредитным договорам № КК 08/15 от 14.05.2015г. и № КК 09/15 от 14.05.2015г., также дополнительно заявлены иски о взыскании солидарно с ООО «ЖИК-НК» и ОАО «ПроФИТ Групп» 828 267 432,74 руб. и заявление об обращении взыскания на заложенный для обеспечения обязательств по кредитным договорам № КК 08/15 от 14.05.2015г. и № КК 09/15 от 14.05.15г. самолёт типа BD-100-1A10 с серийным номером 20235, свидетельством серии АА №001448 от 08.04.2011г., установив начальную продажную стоимость 617 143 660 руб. Также необходимо установить, какую конкретно играл роль во всех вышеизложенных махинациях и чьи интересы представлял родной сын мэра города Казани Метшин А.Р.? Более того, полагаем обоснованным постановку вопроса о дальнейшей целесообразности нахождения его на должности мэра города Нижнекамска ввиду допущенных им серьезных упущений, повлекших значительный ущерб для Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Итак, изучение обстоятельств предоставления земельных участков в аренду показало, что в Исполнительном комитете Нижнекамского муниципального района сложилась негативная практика, в результате которой бюджет несет ущерб из-за выбытия земельных участков из муниципальной собственности.

В ходе изучения установлено, что на эффективность управления и использования муниципального имущества влияет наличие аффилированности местных властей на вопросы предоставления земельных участков в аренду или в собственность, имеющие признаки коррупционных преступлений, ввиду чего Нижнекамскому муниципальному району нанесен колоссальный ущерб.

Вместе с тем необходимо также отметить, что Счетная палата Татарстана на выездном заседании ее коллегии 15.12.2010 г. огласила итоги проверки расходования бюджетных средств в Нижнекамском муниципальном районе, которая проводилась в августе и сентябре 2010г. Сумма выявленных нарушений явилась беспрецедентной для региона — около 400 млн. руб. Материалы проверки были направлены в прокуратуру, руководство которой также заявило, что в них «просматривается коррупционная составляющая». Реакция господина Метшина И.Р. была не вполне адекватной сумме растрат, а именно, он сказал, что нарушения не являются «преднамеренными», и объяснил их происхождение всего лишь «рабочим процессом»! В ходе проверки уделялось внимание исполнению местного бюджета, начиная с 2008 года, в частности, расходованию «финансовой помощи из бюджета республики» на сумму 4,2 млрд. руб. Как сообщил на коллегии аудитор Счетной палаты Мубараков Ильнур, в результате были выявлены финансовые нарушения на сумму 398,4 млн руб. Из них более 71 млн. руб. составило нецелевое расходование денежных средств, более 145 млн. руб. — «неэффективная деятельность при использовании», более 107 млн. руб. — «неэффективная деятельность органов местного самоуправления при управлении и реализации муниципальной собственностью», более 47 млн. руб. — «недопоступления средств от арендной платы и продажи имущества», более 15 млн. руб. — «потери бюджета в результате списания просроченной дебиторской задолженности, в том числе выданных кредитов».

Однако, несмотря на вышеизложенные факты и приведенные доводы к ним, в ответе прокуратуры Республики Татарстан от 05.09.2017г. за исх. № 15/1-527-2017 ПАРТИИ «НАРОД ПРОТИВКОРРУПЦИИ» было указано: «Изучение материалов проверок и уголовных дел по фактам, изложенным в обращении, показало, что каких-либо сведений о нарушении Ваших прав и интересов в них не имеется. Надлежащим образом оформленные документы о праве представлять интересы граждан, должностных лиц, учреждений и организаций, указанных в обращении, также отсутствуют, в связи с чем Вы не относитесь к категории лиц, обладающих правом на обжалование принятых по данным материалам проверок и уголовным делам процессуальных решений».

К сожалению, бросается в глаза тот факт, что данные основания надуманы, поскольку вышеуказанные эпизоды образуют собой состав уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных главой 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Объектом посягательств, предусмотренных указанным эпизодом, являются в первую очередь государственные и общественные интересы. На этом основании Общероссийская политическая партия «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» вправе получать требуемую информацию от органов исполнительной власти, в рамках их компетенции, касаемо деятельности органов местного самоуправления, поскольку муниципальный и региональные бюджеты содержатся, в том числе, и за счет отчислений с налогооблагаемой базы налогоплательщиков. В соответствии с п.5 ст.4 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" гарантируется доступность информации о деятельности муниципальных служащих, также п.6 указанной статьи обязывает муниципальные органы самоуправления осуществлять взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, а согласно п.9 предусмотрена ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. На необходимость построения более прозрачной системы взаимоотношений между обществом и властью неоднократно указывал и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

 

 

На основании всего  вышеизложенного, во исполнение Указа Президента Российской Федерации Путина В.В. от 01.04.2016 N 147 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы", Общероссийская политическая партия «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ», как уже говорилось, направила свои обращения прокурору Республики Татарстан И.С. Нафикову, Председателю Следственного Комитета РФ Бастрыкину А.И. и Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я., для дальнейшего проведения тщательной и всесторонней проверки по всем, рассмотренным в данной статье, эпизодам  в рамках уголовно-правового законодательства, чтобы дать правовую, а также процессуальную оценку действиям указанных должностных лиц, в рамках возбужденного уголовного дела, исходя из вышеизложенных обстоятельств, с последующими выводами и принятием всех необходимых мер. 

← в архив новостей