Картель на миллиарды: в Тюмени дорожников подозревают в сговоре на миллиарды

Крупное предприятие, которое обслуживает тюменские дороги обвинили в картельном сговоре. Местный борец с коррупцией уверен, что из-за его действий бюджет теряет сотни миллионов рублей. Делом уже заинтересовались в городской прокуратуре и пообещали провести проверку.

Картель на миллиарды: в Тюмени дорожников подозревают в сговоре на миллиарды

Тюменский общественник и председатель ТРО ОПП «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» Алексей Савоськин направил в адрес надзорных органов документы, которые могут свидетельствовать о картельном сговоре в сфере содержания и строительства региональной улично-дорожной сети в лице ОАО «Тюменского областного дорожно-эксплуатационного управления» (ТОДЭП), единственным акционером которого является сама область, а генеральным директором значится Юрий Зинчук.

По открытой информации всего в течение трех лет только на закупках этой организации в областном центре было разыграно контрактов на сумму почти в 3 миллиарда рублей. При этом, по данным борца с коррупцией, генеральный подрядчик раздал субподряды без проведения конкурентных процедур организациям, отказавшимся почему-то участвовать в закупках через 44-ФЗ.

В частности, в свое время от прямого участия в закупах отказались такие компании как ОАО «Дорожно-эксплуатационное управление Калининского административного округа» (в настоящее время компания отчуждена у муниципалитета и влита в сам ТОДЭП) и ООО МСК «СибАгро» (принадлежит местному бизнесмену Ивану Лукиянову).

Иными словами, речь может идти о монопольном заключении контрактов без снижения начальной цены лота.

На обслуживание тюменских дорог в год тратятся миллиарды рублей

Показательно, что в апреле 2018 года из Москвы в Тюменскую область уже присылали «тревожный» сигнал о признаках картелей в сфере дорожного строительства. Так, начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев даже передал руководителю местных антимонопольщиков Игорю Веретенникову «небольшую папочку». Однако уточнять, что именно было в этих бумагах, в ведомстве тогда не стали.

Справка:

Картельный сговор – это неофициальная договоренность участников рынка производить куплю-продажу товаров или услуг по определенным ценам, с целью извлечения максимально возможной прибыли путем недопущения конкурентов со стороны. Зачастую конкуренция имитируется одним и тем же бенефициаром под видом разных компаний.  

Картельные сговоры в нашей стране являются преступлением, а глава государства в своих речах неоднократно поднимал вопрос о недопустимости этих явлений и призывал правоохранительные органы бороться с ними. 

 

Примечательно, что упомянутая фирма «СибАгро» ранее уже попадала под внимание СМИ. Тогда речь шла о том, что тюменская компания почему-то сменила адрес прописки и стала налоговым резидентом города федерального значения Севастополя. Учитывая, что только по государственным закупкам с 2017 года фирма набрала контрактов на сумму в 2,5 млрд. рублей, региональный бюджет рискует недополучить изрядную сумму средств. Причиной смены домашнего региона могли стать налоговые льготы и другие послабления, которые действуют на территории столицы Черноморского флота после присоединения Крыма к России.

Алексей Савоськин уверен, что при проведении конкурентных процедур государство только на последних контрактах могло бы сэкономить до 300 млн. бюджетных рублей. Для этого, в частности, необходимо раздробить контракт на отдельные лоты и вовлечь в работы по содержанию улиц малый бизнес, который «сможет внедрить в технологию малую механизацию и инновации».

Закупка дорожных знаков также привлекла к себе внимание

Однако это не все претензии к ТОДЭП. Например, подозрительная ситуация сложилась и вокруг закупки дорожных знаков, которые проводились без уведомления. Формально нарушения закона здесь, якобы, нет: контракты значились «срочными», а лоты разбивались на суммы, не превышающие 500 тысяч рублей. Такой порог, кстати, установил сам совет директоров общества.

По словам общественника, такая ситуация создана специально и искусственно, для обхода конкурентных торгов.

«Дорожные знаки являются основным расходным материалом, который должен быть в запасе на складе для оперативных замен. Такие закупки не могут быть срочными и должны закупаться путем проведения открытых аукционов, — уверен собеседник. – Тут важно понимать, что ТОДЭП занимает 75% доли рынка в Тюменской области и, следовательно, по всем признакам он считается монополистом».

В 2017 году в ТОДЭП поставлялись дорожные знаки по договорам трем компаниям: ООО «Знак», ООО «Дорожник-2018» и ЗАО «Завод Тюменьремдормаш» (принадлежит депутату тюменской гордумы Алексею Рагозину, который в прошлом созыве носил неофициальное звание самого богатого народного избранника в парламенте).

Самое любопытное, что по некоторым данным директор компании ООО «Знак» (Павлова Т.С.) может являться супругой или родственницей заместителя генерального директора ТОДЭП Алексея Павлова.

«Очевидны признаки коррупционной схемы по размещению закупок дорожных знаков для извлечения прибыли в личных и родственных интересах, в связи с чем компания и отказалась от конкурентных закупок путем открытых процедур», — считает Савоськин.

Отметим, что в правоохранительных органах и в региональном управлении антимонопольной службы пока не спешат делать выводы и комментировать ситуацию. В промежуточных ответах на запросы (копии документов имеются в распоряжении редакции) говорится лишь о продлении срока рассмотрения «для уточнения обстоятельств».

Однако в последнем ответе областной прокуратуры от 20 сентября говорится о «начале проведения проверки, возможных нарушениях законодательства при заключении контрактов по содержанию улично-дорожной сети города Тюмени». Проведение мероприятия возложено на прокурора города Тюмени Эдуарда Гиматова.

Точку в деле должна поставить городская прокуратура

В заключение добавим, что на практике наличие картельного сговора доказать весьма сложно, однако в Тюменской области только за последний год антимонопольщиками было выявлено сразу несколько подобных нарушений в разных сферах.

В частности, в мае этого года УФАС выявило один из самых крупных сговоров на сумму в рекордные 15 млрд. рублей. Картель действовал на протяжении нескольких лет. Согласно выявленной схеме, челябинская и тюменская фирма участвовали в закрытых торгах на поставку термостабилизаторов для «Транснефти», снижая завышенную цену всего на 1%. Как показало расследование, цена могла быть снижена, но был договор с курганской фирмой-производителем, которая изготавливала оборудование по фиктивно завышенным ценам.

Еще одним громким делом можно назвать сговор тюменских перевозчиков. В Тюмени неоднократно поднимались скандалы в сфере пассажирских перевозок на улицах города: ряд предпринимателей просто не мог зайти на маршруты из-за сговора четырех перевозчиков, которые намеренно срывали торги и таким образом оставляли за собой право на обслуживание.

Неоднократно картели разоблачались, в том числе и в сфере здравоохранения области. В частности, в марте этого года было разоблачено сразу три фирмы, руководители которых являлись родственниками. Ими было незаконно взято контрактов на поставку медицинского оборудования в больницы на сумму в 230 млн. рублей. Таким образом родственники попросту имитировали конкуренцию на торгах.

 

Источник новостей: https://sm-news.ru

← в архив новостей