Камеры в тюменских автобусах - безопасность движения или прихоть за 29 млн рублей ?

В конце 2016 года по тюменским СМИ прошла новость о том, что Администрация города Тюмени сделала шаг к повышению безопасности городских автобусных перевозок. Им стала обязательная с 2018 года установка видеокамер во всех тюменских автобусах, работающих на муниципальных маршрутах. Однако это мероприятие никак не повлияло на безопасность проезда в автобусах, зато принесло прибыль компании одного из богатейших людей России. Подробности в материале "ТюменьPRO".

31 августа 2017 года АО "Тюменское ПАТП №1" объявило аукцион в электронной форме на поставку и монтаж оборудования для оснащения средствами видеонаблюдения и видеозаписи транспортных средств с начальной максимальной ценой контракта 29,962 млн рублей. На аукцион заявилось пять компаний, три из которых были не допущены до участия по разным причинам. 

Две оставшиеся фирмы - ООО "Ланит-Интеграция" (г.Москва) и ООО "Тюменская транспортная система – Сервис" (г.Тюмень), состязались между собой за право заключения контракта. 

Правда, состязанием это можно назвать с большой натяжкой - тюменская компания сделала всего одно ценовое предложение, после чего отказалась от участия в аукционе. В итоге контракт достался с минимальным ценовым понижением московской фирме за 28,464 млн рублей. Чтобы понять, почему тюменская фирма не стала бороться за столь выгодный контракт, надо получше познакомиться с участниками.

 

Какие люди!

ООО "ТТС-Сервис": ИНН 7203273038, г. Тюмень, ул Котовского, 52/2, директор и учредитель: Шароглазов Виктор Иванович, основной вид деятельности: деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. 

Среди тюменских перевозчиков данная фирма известна тем, что поставляет терминалы кондуктора для безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте и расходные материалы к ним. Компания действует непосредственно при АО "Тюменская транспортная система" (ИНН 7202180479, г. Тюмень, ул Котовского, 52/2), учредителем которой является Администрация города Тюмени, а генеральным директором - Алексей Раков, брат Анастасии Раковой, заместителя мэра Москвы, руководителя аппарата мэра и правительства Москвы и постоянного спутника Сергея Собянина начиная с аппарата думы ХМАО-Югра.

С момента создания АО "ТТС" стало естественным монополистом на рынке безналичной оплаты за проезд в муниципальном транспорте. Обязанность заключения договоров всех действующих перевозчиков с "ТТС" прописана в контрактах между перевозчиками и Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени. За это "ТТС" имеет себе маленький гешефт в виде 3% с каждой транзакции (оплаты) за проезд льготного пассажира (школьник, студент, пенсионер), либо любой безналичной оплаты за проезд.

Виктор Шароглазов тоже знаком тюменским перевозчикам. До того как возглавить ООО "ТТС-Сервис", Шароглазов работал заместителем Алексея Ракова в АО"ТТС", а еще ранее - заместителем председателя комитета по транспорту и связи Администрации города Тюмени.

Еще интереснее компания "Ланит-Интеграция". Единственным учредителем фирмы является ныне покойный Георгий Генс, основатель группы компаний «Ланит» (в нее входит Inventive Retail Group, управляющая сетями re:Store, Samsung, LEGO), занявший в 2018 году 151 место в русском списке "Форбс" с состоянием в $ 700 млн. 

Кроме своего состояния господин Генс был известен тем, что проживал в известном поселке Акулино, по соседству с Владимиром Якуниным, Аркадием Ротенбергом, Сергеем Чемезовым, Николаем Токаревым и другими известными бизнесменами.

Основной вид деятельности ООО "Ланит-Интеграция"- оптовая торговля за вознаграждение. Согласно данным справочной системы "Контур-Фокус", фирма является одним из самых крупных поставщиков для бюджетных организаций Москвы и Московской области. Причем поставляет все, начиная от спортивного инвентаря и заканчивая компьютерами.

 

За кем наблюдаем?
 
Установка средств видеонаблюдения в тюменских автобусах обосновывалась несколькими причинами. 
 
Во-первых, установленный видеорегистратор будет мотивировать водителей к соблюдению правил дорожного движения, поскольку согласно статистике ГИБДД и видеороликам, появляющимся в сети Интернет, водители автобусов в погоне "за рублем" идут во все тяжкие. 
 
Во-вторых, видеокамеры в салоне автобуса уберегут перевозчиков от "недобросовестных" пассажиров. Вот как по этому поводу высказался на одном из заседаний председатель постоянной комиссии по экономической политике и ЖКХ Тюменской городской думы Юрий Баранчук.
 
"У нас в городе были прецеденты, когда появлялись профессиональные любители попасть в ДТП. Например, упал человек и сразу пишет заявление. А почему упал? Может быть, он не держался или сделал это специально? А может, падения в салоне и вовсе не было? Есть также и спорные вопросы по оплате билетов, есть кражи, хулиганства, домогательства. Мы понимаем, что с этими проблемами можно столкнуться в любой среде. И наличие камер даст людям не совсем добросовестным осознание, что против них могут быть доказательства. Это пойдет всем на пользу."
 
По словам заместителя главы города Максима Афанасьева, оснащение автобусов многоканальными видеорегистраторами станет одним из требований к перевозчикам с января 2018года. 
 
- В рамках проекта „безопасный город" нам не обойтись без видеонаблюдения, причем камеры должны работать как внутри салона, так и снаружи. Это дисциплинирует пассажиров в плане поведения в автобусе".
 
- В обычных автобусах будет установлено три камеры на каждую дверь и одна в передней части машины. Оборудование для каждого автобуса стоит от 25 до 40 тысяч рублей, — рассказал Юрий Урушев, начальник транспортной службы ООО "ТЭК".
 
 
Деньги не считаем
 
Таким образом, изначально устанавливать планировалось 4 камеры на один автобус. Однако когда дошло до закупок, количество камер резко выросло. Согласно техническому заданию, исполнитель должен поставить и смонтировать на автобусы большого класса по 6 камер (см. рисунок), а на автобусы особо большого класса (т.н. "гармошки") - по 8. Это учитывая тот факт, что передние двери в тюменских автобусах не принято открывать вообще.
 
Согласно техническому заданию, поставщик должен был поставить и смонтировать следующее оборудование:
 
 
Особый интерес из всего перечисленного вызывает п. 8 - монитор видеонаблюдения стоимостью как полноразмерный ЖК-телевизор. На сайтах компаний, оказывающих услуги по монтажу аналогичного оборудования, стоимость мониторов видеонаблюдения варьируется от 3,5 до 7 тыс. рублей.
 
 
Сколько автобусов должно быть оснащено вышеперечисленным оборудованием, в аукционной документации вообще не было указано. Это нам по отдельному запросу сообщил генеральный директор АО "ТПАТП №1" Александр Пискулин - 207 автобусов 2012-2014 годов выпуска.
 
Все поставленные в 2017-2018 годах автобусы укомплектованы данным оборудованием на заводе.
 
Если разделить сумму контракта на 207 автобусов, то получится, что на комплектацию 1 автобуса было потрачено 137 508 рублей! И это для хозяйствующего субъекта, принадлежащего муниципальному образованию и периодически заявляющему о необходимости повышения стоимости проезда в связи с повышением расходов на организацию пассажирских перевозок. На этом фоне 13 тыс. рублей, потраченные ПАТП из городского бюджета в 2013 году на пошив одного комплекта формы для водителей и кондукторов кажутся невинной шалостью.
Где безопасность?
 
В попытке разобраться в обоснованности затрат муниципального перевозчика редакция обратилась к различным экспертам. Руководитель тюменской компании, оказывающей аналогичные услуги по монтажу видеооборудования рассказал нам, что аналогичный комплект для автобуса малого класса из трех камер он устанавливает за 25 тыс. рублей. Если добавить еще 3-5 камер, то выйдет примерно 40 тыс. рублей, о которых заявлял ранее начальник транспортной службы ООО "ТЭК" Юрий Урушев.
 
В ТРОО "Народный контроль" по данной закупке был направлен запрос в прокуратуру Тюменской области в связи с нарушением процедуры размещения документации об исполнении договора. Кроме того, общественники поставили вопрос перед надзорным органом о нарушении заказчиком федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации о транспортной безопасности. Как сообщил редакции председатель совета общественной организации Александр Шемякин, заявление было переадресовано впрокуратуру Ленинского округа и окончательного ответа еще не поступило.
 
Также считает нарушением положений о транспортной безопасности в данной закупке председатель политического совета ТРО Политическая партия "НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ" Алексей Савоськин. 
 
"Согласно Техническому регламенту таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" ТР ТС 018/2011 модернизация транспортных средств, в том числе установка видеонаблюдения в салонах автобусов, требует одобрения комплектации и в самой одобренной конструкции автобусов должны быть предусмотрены штатные места для установки видеокамер, блоков записи и питания. В частности, увеличивается энергопотребление, внутри салона могут появиться выступы камер свыше нормативов, что может травмировать пассажиров, кроме того, должны укладываться защитные маслостойкие жгуты электропроводки, а не обычный провод для монтажа видеокамер. В случае, если в конструкции автобуса не предусмотрены штатные места для монтажа систем видеонаблюдения, установка систем видеонаблюдения недопустима. Необходимо обращаться к заводу изготовителю и совместно с заводом получать одобрение ТС с возможностью установки дополнительного оборудования. Если при модернизации автобусов оборудование видеонаблюдения не получило одобрения и установлено в нарушение стандартов, то, согласно федеральному закону "О безопасности дорожного движения", управление ГИБДД обязано прекратить эксплуатацию таких автобусов. В случае нарушения стандартов, требующих ободрения ТС и оборудования, солидарно несут отвественность владелец автобусов, монтажная фирма и ГИБДД."
 
С общественниками не согласен исполняющий обязанности начальника Управления ГИБДД по Тюменской области Александр Селюнин.
 
 
 
Получается парадокс. Камеры видеонаблюдения установлены в автобусах в целях повышения безопасности дорожного движения, но ГИБДД разъясняет, что они никак на безопасность не влияют. Если камеры на безопасность не влияют, то зачем на них были потрачены огромные деньги? Если все же камеры влияют на безопасность, тогда их установка должна производиться согласно утвержденному регламенту и получить согласование. Пока же за чью-то прихоть рассчитываются пассажиры. С 1 января 2018 года (одновременно с появлением видеокамер в автобусах) повысилась стоимость проезда до 25 рублей. 
 
"ТюменьPRO" продолжает следить за развитием событий.
 
 
Источник новостей: http://www.tumenpro.ru 
 
 

← в архив новостей